Гуманитарное сотрудничество

=> Законодательство

=> Алгоритм работы над гуманитарным проектом

Оформление заявки на проект. Заявка подаётся на 2 языках (русский (белорусский) + язык страны-инвестора). 

Технические требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 14 pt, через один интервал, поля: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Список литературы, если он необходим, оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 и приказом Высшей аттестационной комиссии от 25 июня 2014 года. Обязательными являются ссылки на работы других авторов. При этом должны присутствовать ссылки на публикации последних лет, включая зарубежные публикации в данной области.

Вначале происходит выявление проблемной области. В этой части необходимо подтвердить существование проблемы, которая побудила вас приступить к оформлению заявки на гуманитарный проект. Зачастую ошибочно в качестве проблемы описывается отсутствие денежных средств, компьютеров, машины и т.д. Это лишь средства, необходимые для решения проблемы. Важно помнить, что проблема должна выходить за пределы вашей организации, она должна отражать некую негативную социальную ситуацию.

В данную часть заявки кроме сжатого описания ситуации, требующей изменения, можно включить:

  • статистические данные, подтверждающие динамику проблемы;
  • описания причин, обуславливающих данную ситуацию;
  • результаты исследований по данному вопросу;
  • чётко определить весь круг вопросов, над, которыми вы собираетесь работать;
  • показать взаимосвязь вашей организации и данной проблемы.

Цели и задачи гуманитарного проекта логично вытекают из описанной проблематики проекта.

Цель — это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого вы планируете достичь, выполняя проект. В ней отражается тип проблемы, с которым имеет дело проект. Цель формулируется в 1−2 предложения. Наиболее корректный вариант: «Целью проекта является … (отглагольное существительное, например, развитие, сохранение, распространение и т.д.) путем/через/ с помощью/ посредством … (способ реализации проекта – серии семинаров, создание обучающей программы, факультатива и т.д.)».

Задачи — это более мелкие и конкретные ожидаемые итоги/изменения, которые обуславливают достижение цели гуманитарного проекта. Для этого они должны соответствовать критериям: конкретность, исчислимость, территориальность, реалистичность, определенность.

При формулировании задач проекта не используйте несовершенные формы глаголов, которые делают акцент на процесс (например, улучшать, усиливать и т.д.). Используйте слова, указывающие на завершенность (например, увеличить, укрепить, подготовить). Оптимальное количество задач — 3−5.

Целевая группа — это именно те люди, чья жизнь каким-либо образом улучшится после реализации гуманитарного проекта. Важным является четко определить бенефициарии проекта.

После того как определена проблематика, бенефициарии, цель и задачи гуманитарного проекта, составляется список конкретных действий (мероприятий), необходимых для достижения результата. Нужно обратить особое внимание, что каждое мероприятие должно четко соотноситься с одной из поставленных задач проекта.

Бюджет гуманитарного проекта — одна из самых важных частей заявки. В зависимости от конкурса требования к бюджету проекта могут отличаться. Однако стоит помнить, что бюджет проекта – это ваш финансовый план, который придется исполнять непосредственно вам. Бюджет проекта должен быть хорошо проработан и объяснен. Данный раздел обязательно включает в себя общую стоимость проекта и запрашиваемую у фонда сумму.  

Каждый фонд по-разному предъявляет требования на составление бюджета проекта. Следует помнить, что бюджет гуманитарного проекта — это ваш финансовый план и отвечать за него вам. Чаще всего фонды предпочитают оплачивать реализацию гуманитарного проекта на 70−90%, остальная часть уходит на софинансирование. Софинансирование может осуществляться за счет средств других фондов, коммерческих организаций, денежных и неденежных ресурсов вашей организации. Если такие источники имеются, обязательно пропишите их в заявке. Сюда относится, например, если вы для реализации проекта используете помещения или автомобиль организации.

Бюджет проекта включает в себя следующие разделы: оплата труда; основные прямые расходы; командировки; непрямые расходы.

Этапы работы над гуманитарным проектом:

  • Определение источников финансирования, поиск инвестора;
  • Определение источников софинансирования;
  • Заключение договора;
  • Включение проекта в региональную программу.

Региональная программа — это совокупность выполняемых гуманитарных проектов, согласованных и увязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на решение наиболее значимых социально-экономических проблем области.

С целью научно-методического и информационного сопровождения проектной деятельности в рамках гуманитарного сотрудничества на сайте Витебского областного института развития образования создан раздел ”Гуманитарное сотрудничество“, в котором содержатся нормативные правовые документы для использования в работе по привлечению иностранной безвозмездной помощи. 

Сотрудниками консультационного центра проведены консультации с сотрудниками районных центров детей и молодежи Витебской области по оформлению проектов ”Модернизация и реконструкция оздоровительных лагерей за счёт средств помощи“, с районными территориальными центрами социального обслуживания. Консультирование включало в себя рассмотрение типов программ, которые поддерживают гуманитарные фонды и грантодающие организации, структурные элементы стандартного гуманитарного проекта, типы проектных заявок, их внутренний мониторинг, оформление основных сопроводительных документов, типичные причины отклонения заявок гуманитарными фондами и грантодающими организациями, вопросы специфики промежуточного и итогового отчетов по гуманитарным проектам.

=> Гуманитарные проекты учреждений образования

Гуманитарный проект «Школа – территория красоты и гармонии» (средняя школа № 3).

создание эстетически благоприятных условий для воспитания гармоничной личности, организацию познавательной, творческой деятельности учащихся через благоустройство территории учреждения образования.


Гуманитарный проект «Природа для всех!» (средняя школа № 4).

Развитие инклюзивного туризма, адаптация зелёных зон города Витебска для слабовидящих, формирование социокультурных компетенций людей с ограниченными возможностями посредством «выведения» этих людей в публичное пространство; сделать их видимыми и, соответственно, изменить само городское пространство.


Гуманитарный проект «Спортивно-парковая зона «Планета спортивного искусства» (средняя школа № 5).

воспитание у детей приоритетных жизненных навыков, содействующих здоровому образу жизни; создание для детей разного возраста площадки (спортивно-парковой зоны) для занятий спортом и отдыха на территории ул. Гагарина (микрорайон ГУО «Средняя школа №5 г.Витебска имени Г.И.Богомазова»).


Гуманитарный проект «Доступная среда» (средняя школа № 6).

Создание специальной адаптивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра.


Гуманитарный проект «Формирование имиджа города среди лиц, совершающих стоповер, через создание проекта «#ВкусГорода» (на примере города Витебска)» (средняя школа № 11).

Разработать и внедрить процесс и содержание формирования имиджа города среди лиц, совершающих стоповер, через создание проекта «#ВкусГорода» (на примере города Витебска).


Гуманитарный проект «Организация образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра» (специальная школа № 26).

Создание адаптивно-развивающей образовательной среды для детей с РАС.


Гуманитарный проект «#ЗамениГаджетКнигой» (средняя школа № 28).

Организация досуга учащихся, связанного с чтением литературных произведений.


Гуманитарный проект «Яблоневый сад «Победа» (средняя школа № 29).

Создание доступной среды для воспитания гражданственности и патриотизма молодого поколения.


Гуманитарный проект «Мир, доступный каждому» (средняя школа № 34).

Обеспечение беспрепятственного равного доступа к объектам спортивной, образовательной инфраструктуры школы и их модернизация (крыльцо школы, площадка для воркаута) и вовлечение лиц с ограниченными возможностями в социокультурную жизнь микрорайона.


Гуманитарный проект «Создание сенсорной комнаты для выявления и поддержки одаренных детей» (гимназия № 3).

создание условий (сенсорной комнаты) для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.