=> Формы работы с читателями
I. Индивидуальная работа с читателями.
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.
Задачи индивидуального обслуживания:
— удовлетворение информационных потребностей читателей;
— развитие структуры и глубины интересов читателей;
— содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития;
— организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой.
Формы индивидуальной работы с читателями:
1. Беседы
— беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащихся. Во время этой беседы читателя знакомят с правилами пользования , историей , традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами, узнают культуру чтения записывающегося.
— беседа о рекомендованной литературе. При ее проведении библиотекарь учитывает содержание книг, уровень читательского развития учащегося, с которым проходит беседа, его интерес и характер спроса.
— беседа о прочитанных книгах. Цель такой беседы- выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе – была ли ему понятна прочитанная книга; выявление вкусов и предпочтений читателя ( на примере обсуждения прочитанной книги); выявление ожиданий читателя. Библиотекарь должен поинтересоваться, какую практическую пользу она принесла в учебном процессе или самообразовании.
2. Индивидуальное плановое чтение. Эта Фома позволяет привлечь пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей. Цели:
— определить круг тем, которые интересуют читателей
— на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения
— выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению.
Виды индивидуального планового чтения:
1) «типовые планы чтения». Которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
2) списки литературы типа «Что читать дальше»;
3) наиболее подготовленные читатели на основе рекомендательных указателей литературы составляют для себя индивидуальные планы чтения
3. Форма индивидуального информирования – заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, как поступивших в данную библиотеку, так и в другие библиотеки отрасли. Индивидуальное информирование включает: уточнение темы, согласование источника информации, определение типов и жанров документов, согласование формы предоставления информации ( собственно документ, тематическая подборка, и.т.д.) , согласование сроков предоставления информации.
Консультации. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности читателей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и.т.д.
II. Групповое и массовое обслуживание читателей в библиотеке учреждения образования.
Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами.
Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.
Групповые и массовые мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы были понятны и тем, кто хорошо знает рекомендованную книгу, и тем кто впервые встречается с ней.
Групповое мероприятие требует длительной подготовки, Тогда же, когда надл быстро познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприятие, которое легче готовить, чем групповое.
Формы работы при групповом и массовом обслуживании читателей:
— вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей.
— презентация книги – происходит детальное ознакомление читателей с ее содержанием
— вечер диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая у участников дискуссии аргументированных точек зрения, сложившихся мнений
— читательская конференция, предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение о книге. Смысл конференции и состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
— диспуты — целью является выяснение различных подходов, утверждений наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Один из трудных моментов – начало диспута. И здесь должен сыграть свою роль ведущий. Постановкой удачных вопросов он активизирует аудиторию, стимулирует первое выступление.
Можно составить следующую памятку:
— на диспуте нет наблюдающих – все активные участники разговора
— никто не читает нравоучений, каждый откровенно высказывает свое мнение
— выступая, можно привести примеры из своей жизни, жизни своих товарищей, из литературы и т.д.
— устный журнал – это оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы. Устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц».
— разные виды «чтений»: Встречи с героями и авторами книг; библиотечные вечера; комментированное чтение (форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста в слух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного); литературные чтения (художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»); циклы чтений массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей и т.д.
— тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы.
Формы тематических вечеров:
1) вечера лекции, сопровождаемые библиографическими обзорами, демонстрацией книжной выставки;
2) вечера встреч с интересными людьми (писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.);
3) вечер-портрет и «бенефисы читателей», посвященные рассказу о юбиляре, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушиванием любимых им музыкальных произведений и т.д.;
4) литературные и литературно-музыкальные вечеров прислушивания музыкальных записей, киновечер и др.
— клубы и объединения – направленные на развитие познавательных интересов школьников, привитие навыков самостоятельной работы с документами, на активизацию использования информационных ресурсов библиотеки. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатывает свои уставы и правила, выбирают эмблемы и другую символику.
=> Работа с периодическими изданиями в библиотеке
Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.
Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях.
Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.
Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Газеты и журналы говорят о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы.
Периодические издания для детей и подростков работают над расширением познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся. Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, используются различные формы наглядной и массовой работы.
Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателей в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.
Практически все формы работы с читателями: индивидуальные беседы, обзоры, индивидуальная информация, выставки – включают рекомендацию статей из журналов и газет.
На абонементе помещаются списки «Новое в журналах». Ведутся папки газетных вырезок, где выделяется наиболее актуальный материал, обращается внимание учащихся на важные для них публикации (например: «Мы выбираем жизнь! А ты?»- о проблемах наркомании).
Папки необходимо регулярно пополнять, тематические папки часто становятся уникальными пособиями для учащихся при изучении многих предметов.
Приступая к работе с периодикой, необходимо выяснить насколько интересует она читателей (учащихся и учителей). По следующим вопросам можно провести мини-опрос:
1. какие журналы выписывают в вашей семье?
2. какие журналы ты читаешь дома, какие в библиотеке?
3. Систематически ли ты читаешь периодику?
Да Нет
Почему__________________________________
4. Какие материалы в журналах и газетах тебя больше всего интересуют? Что из материалов (новости, рассказы, очерки) тебе больше всего запомнилось?
5. Какие журналы помогают тебе в усвоении учебного материала?
В практике работы библиотеки используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:
— Не читай все подряд. Прежде, чем читать просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
— Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.
Журнальные публикации являются основой в организации и проведении дне информации для учителей школ, в организации индивидуальной информации администрации школы, руководителей методических объединений.
Комплексная, в тесном контакте с массовыми библиотеками, пропаганда периодических изданий совместно с книгой, четкая дифференциация их по целевому и читательскому назначению обучает культуре работы с журналами и газетами, обеспечивает интенсивное использование периодических изданий, повышает общий уровень библиотечно-библиографического обслуживания читателей.
=> Формы библиотечных мероприятий
Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.
Классификация способов библиотечного обслуживания:
1. Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати, или отдельных проблем, изложенных в них. Сюда можно отнести читательские, заочные обсуждения книг, которые способствуют выработке навыков критического мышления, самостоятельной работы с книгой, формирование эстетических взглядов и вкусов. А также литературные диспуты, комментированное громкое чтение, вечера вопросов и ответов.
2. Позитивно-иллюстративные способы знакомят читателей с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. В этих мероприятиях следует чередовать виды познавательной деятельности путём раскрытия темы различными средствами – музыки, художественного слова, изобразительного искусства, аудио- и видеоматериалов. Это могут быть встречи с интересными людьми, литературно-художественные композиции, различные чтения.
3. Рекомендательно-информационные способы библиотечного обслуживания применяются для привлечения внимания к лучшим произведениям печати. Примеры таких мероприятий: устный журнал, премьера книги, газеты, журнала.
Библиотечное обслуживание бывает индивидуальное, групповое и массовое (фронтальное).
Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей групп читателей, объединенных общими интересами.
Цель групповой работы с детьми – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, дети становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями.
Необходимо показать, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, и книга действительно является другом и советчиком.
Формы библиотечных мероприятий
Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:
комментированное чтение – форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;
литературные чтения – художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»;
циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей;
краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению.
Библиографический обзор – это повествование о документах, в котором изложено в краткой форме их содержание и библиографические данные. Может быть тематический обзор, обзор новых поступлений. Обзор состоит из вводной части (актуальность темы, отбор документов, читательское назначение), основной части (обзор документов, их характеристика), заключения.
Устный журнал – это оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность и новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц», совокупность которых представляет какое-либо направление, тему. К организации устных журналов часто привлекаются и читатели.
Беседа – может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Используют, в основном, в работе с дошкольниками и школьниками младших классов. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации. Можно практиковать новые формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа и др.
Познавательный час может включать в себя информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину и т. д.
Час творчества – знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей.
Урок творчества помогает раскрыть уникальные творческие возможности каждого ребенка. Дети учатся сочинять сказки, стихи, рассказы, рисовать или что-либо мастерить.
Урок мужества – цель: показать мужество защитников отечества и жестокость войны, развитие чувства патриотизма у детей. В мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветераном, участником военных событий, просмотр документального фильма, звуковые эффекты.
Урок памяти посвящается подвигам защитников отечества с названием конкретных имён, трагическим событиям военных лет, возложение цветов к мемориалам.
Презентация книги (премьера книги) – комплексное мероприятие, цель которого – информирование читателей о новой, только что вышедшей книге. Презентации книг проходят обычно в присутствии автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому. Зачастую, презентации книги сопутствует ее продажа или дарение.
Диспут – это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Постановкой удачных вопросов, ведущий активизирует аудиторию, стимулирует выступления участников. Каждый участник откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы.
Дискуссия – рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений. Различают дискуссии-диалоги, когда разговор компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. При подготовке дискуссии нужно четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной библиотекарем. В начале мероприятия ведущий обосновывает выбор темы, уточняет условия дискуссии, выделяет узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент мероприятия – непосредственный спор участников. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги.
Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подготовительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.
Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
Читательско-зрительская конференция – читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.
Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными (литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.):
Вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей, затем приглашенный специалист на них отвечает.
Вечер-диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.
Вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.
Бенефис читателя – это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки, повышение их социального статуса, которое включает в себя знакомство с его биографией, деятельностью, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушивание его любимых музыкальных произведений и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями, профессией. В детской библиотеке используется такая форма, как защита читательского формуляра, книжная выставка «Мои любимые книги» и др.
Вечер-портрет – позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Библиотечная специфика вечера-портрета заключается в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов. В основу такого вечера положены конкретные книги, посвящённые историческим личностям, деятелям культуры, литературы и искусства. Поводом для подобных вечеров может послужить выход в свет новой книги или юбилей писателя, усиление общественного интереса к определённой личности.
Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.
Литературный утренник – для дошкольника это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.
Литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика.
Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем, преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Формы мероприятий по информированию
День информации – комплексное мероприятие, цель которого – доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек, как новой, так и по различной тематике. Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах. Может иметь такие формы:
День библиотеки в школе – выход сотрудников библиотеки в образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.
День библиотеки в детском саду («Книжный десант») — выход сотрудников библиотеки в детские дошкольные учреждения с обзорами книг и периодики для педагогов, детей и родителей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для дошкольников, беседы-консультации для родителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.
День школы в библиотеке – проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.
День специалиста или День предметника – тематические мероприятия для педагогов и специалистов, работающих с детьми, проводимые районными методическими объединениями на базе библиотеки. Специалисты РМО определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии педагогам даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.
День взаимного информирования – в библиотеку приглашаются представители различных учреждений, которые доводят информацию до читателей, а библиотека информирует о литературе соответствующей тематики, готовит обзоры и подборки.
Если по какой-либо актуальной теме мало литературы, то можно оформить дайджест. Это фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному или по тематическим направлениям). По форме представления материала дайджесты близки к тематическим подборкам (папкам). Дайджест должен иметь краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке прилагается список источников.
Игровые формы библиотечных мероприятий
Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.
Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.
Интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?», КВН и другие. Преимущества их в том, что они предполагают соревновательность и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность детям проявить себя и свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность.
Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.
Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.
Вид читательской конференции – литературный суд. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
Вид читательской конференции – пресс-конференция – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.
Игры-путешествия. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Участники игры пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения. Предварительно дети должны изучить по определенной теме книги, карты, справочники и т.д.
Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения. Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.
В детской библиотеке могут быть библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов), а так же в форме книг-игрушек различной конструкции.
Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.
Другие формы мероприятий
Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал – это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Ток-шоу. Дословный перевод с английского обозначает «разговорное зрелище». И в этом толковании заключено главное жанровое отличие ток-шоу от диспута – динамизм, зрелищноcть. Ведущий ток-шоу приглашает интересных людей, направляет разговор, подводит к главным выводам, обобщает высказывания. Технически оснащенные библиотеки могут использовать для интерактива систему WebChat. После того как вы зададите своим гостям заготовленные вопросы, можете открыть канал для вопросов удаленных пользователей. Например: «Книга и чтение – путь к успеху».
Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.
Конкурс читательских пристрастий – это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей/населения.
Флэш-моб (с англ. flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, что бы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Библиокафе – игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Книжное кафе – рассказ о новых книгах стилизуется под настоящее меню. Например: рубрика «Морское ассорти» содержит два изысканных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо – произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».
Дегустация литературных новинок – информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
В канун олимпийских игр библиотеки могут привлечь интерес пользователей к актуальному спортивному событию такими мероприятиями, как интеллектуальное многоборье, книжный марафон, литературные старты, библиотечно-атлетический помост.
Типы библиотечных выставок
Выставка-диалог. Подбираются книги, которые рассматривают определенную проблему с разных точек зрения.
Выставка одной книги. Можно включить такие материалы: библиотечный плакат, аннотация, отзывы, рецензии на книгу, фотографии, репродукции.
Выставка-музей: «Музей русской сказки», «Приметы солдатской жизни».
Выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию документов в помощь отвечающим.
Выставка-кроссворд. В основе выставки – небольшой кроссворд, ответы на который содержатся в представленной литературе.
Выставка-совет: «Как сдать экзамены на 10».
Экспресс-выставка: актуальная, незапланированная, но значимая по проблеме. Например: «Терроризм».
Музыкально-экологическая выставка. Пленительная музыка, репродукции картин русских художников, книги о природе, может быть, издания искусствоведческого характера – и необычная выставка готова.
Говорящая выставка. Библиотечная выставка может быть озвучена записями авторского исполнения произведений, музыкальными фрагментами.
Вот еще примеры выставок: выставка творческих работ читателей, выставка-путешествие, выставка-икебана, выставка-поздравление, выставка-настроение, выставка-бенефис, выставка-коллаж, выставка-натюрморт, выставка-подиум, выставка-вопрос.
Используемые источники:
1. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб., Профессия, 2002.- 448 с. – (Серия «Библиотека»).
2. Опарина, Н. П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-методическое пособие / Н. П. Опарина. – М.: Литера, 2010. – 135 с.
=> Психологические и эмоциональные особенности работы школьных библиотекарей
В начале 70-х годов XX века психологи обратили внимание на интересный факт. У некоторых людей после нескольких лет работы начинал меняться стиль общения. Проанализировав эту ситуацию, они выявили особую форму «болезней стресса» – «болезнь общения» – «выгорание персонала».
Термин «профессиональное выгорание» звучит настолько безнадежно, что мало кто отважится применить его по отношению к себе. «Неважно себя чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» – вот обычные «диагнозы», которые ставят себе работники, страдающие от эмоционального, физического и умственного истощения на работе.
Синдром эмоционального выгорания сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
В основе синдрома эмоционального выгорания лежит стресс.
СТРЕСС (от англ. давление, напряжение) – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д. Теория стресса была создана Г. Селье (1907 – 1982), канадским биологом и врачом. После воздействия стрессора от коры головного мозга импульс поступает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т. д. Когда на психику человека выпадает сильная нагрузка, она проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает *второе дыхание* и в конце концов все же теряет силы и вынужден прекратить работу.
На заре существования человечества стресс был одним из главных механизмов выживания человека. Получив заряд адреналина, человек начинал быстрее двигаться, чаще дышать, увеличивалась частота сердечных сокращений, что позволяло ему остаться в живых.
В настоящее время механизм выработки адреналина в критической ситуации не изменился, но человек не имеет возможности «сбросить» стресс физически, эмоционально, что приводит к многочисленным проблемам.
Что же провоцирует СЭВ?
Внешние факторы, провоцирующие профессиональное и эмоциональное выгорани
Ускорение темпа жизни. Жизнь в современном «Обществе потребления» предполагает, что человек должен быть всегда успешным во всех сферах жизни, особенно в карьре. Он должен зарабатывать как можно больше, чтобы как можно больше потреблять, даже если в этом нет необходимости. Во главу угла ставятся не моральные, семейные, духовные ценности, а уровень материальной обеспеченности. В тоже время природа распорядилась так, что человек не может всегда быть «на волне». В жизни каждого индивида постоянно чередуются эмоциональные, физические подьемы и спады. В связи с этим может возникнуть чувство «выпадания из обоймы», что крайне негативно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека.
Глобализация и урбанизация. Все больше людей становятся жителями крупных мегаполисов. Вдумайтесь: за один день современный горожанин видит за день столько же людей, сколько житель викторианской эпохи за всю прожитую жизнь. С точки зрения психологов крайне негативное влияние на современного человека оказывает однообразная, бесцветная, прямоугольная архитектура современных городов.
Влияние СМИ. Внимательно посмотрите на обложки «глянцевых журналов». Из года в год освещаются одни и те же темы: «Как победить целлюлит», «Как похудеть к лету», «Как постоянно быть сексуальной и обворожительной», а вот волнующие современную женщину проблемы семьи не подымаются вовсе. Обычная женщина, формы которой очень далеки от 90-60-90 испытывает все возрастающие комплексы, от кажущегося ей несоответствия предлагаемому эталону.
Передачи на телевидении также очень далеки от проблем разумного, доброго, вечного Откровенно навязывается модель поведения, которая предполагает самые циничные и безнравственные методы достижения успеха в жизни. В такой ситуации на человек начинает испытывать ежедневный эмоциональный прессинг, который только усугубляет уже существующие в его жизни проблемы
Эмоциональная разобщенность общества. В 70-90 годы, когда весь мир активно обсуждал проблему психо-эмоционального выгорания общества, на просторах СССР такой проблемы практически не существовало. Альтернативой дорогостоящих американских психологов была «кухонная психотерапия». Люди встречались, обсуждали проблемы, вместе искали пути их разрешения.
Резкое ускорение темпа современной жизни, замещение личной жизни работой, разрыв родственных связей, эмоциональное обезличивание приводит к тому, что человек остается один на один со своими профессиональными, эмоциональными, физическими проблемами.
Резкий скачок в развитии информационных технологий. Именно резкий скачок в развитии информационных технологий приводит к замене традиционного общения на «виртуальное». Люди старшего поколения испытывают психологический дискомфорт от неумения пользоваться современными информационными технологиями.
Внутренние факторы, провоцирующие профессиональное и эмоциональное выгорание
Диктаторский стиль руководства. Именно такой стиль руководства чаще всего приводит к выгоранию не только отдельных людей, но и целых коллективов.
Небольшая зарплата. Одним из основных критериев мотивации современного человека является достойная заработная плата. Человек, труд которого не оценен по достоинству выгорает в первую очередь.
Склад характера и темперамент. Самая главная причина эмоционального и профессионального выгорания кроется в индивидуальных особенностях вашего характера и типе вашего темперамента. Например, экстраверты гораздо легче перенесут проблемы на работе, так как могут в силу своего темперамента «сбрасывать» свои эмоции вовне. Интроверты, наоборот держат переживания в себе, что провоцирует быстрое эмоциональное выгорание. Оптимист выгорает гораздо медленнее по сравнению с пессимистом. Сангвиники всегда оценят ситуацию на работе более оптимистично, чем меланхолики, и гораздо менее эмоционально, чем холерики. Наименее подвержены выгоранию люди с чувством юмора.
Уровень профессиональной подготовки. Чем выше ваш профессиональный уровень, тем выше ваши шансы в профессии. XXI век требует от человека высокого уровня профессионализма.
Способность к творчеству. Способность к творчеству может действовать и как катализатор вашей профессиональной деятельности, и как фактор провоцирующий профессиональное выгорание. Если ваши творческие идеи и порывы услышаны и оценены по достоинству, то это один из главных факторов вашего профессионального становления.
Если же ваши творческие задумки положены «под сукно» и реализация их крайне затруднена, то во избежание профессионального выгорания желательно сменить работу, либо род деятельности.
Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?
Итак, топ-десятка «погорельцев». Кто «выгорит» быстрее?
1) Трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, — первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.
2) Особенно быстро «выгорают» сотрудники-интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
3) Синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это — женщины, переживающие «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
4) Профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. На постсоветском пространстве к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.
5) На фоне постоянного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (испытательный срок, будущая аттестация, смена работы). Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
6) Синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. Не менее сложная ситуация у жителей небольших населенных пунктов, где найти новую работу практически невозможно.
7) Самая сложная ситуация наблюдается у женщин после 40-х лет с проблемами в личной жизни. Отсутствие поддержки в семье, проблемы у родственников с алкоголем и наркотиками крайне негативно сказываются на эмоциональном и психологическом состоянии женщины. Кстати, необходимо учитывать и обратную ситуацию. Первыми от ненормальной ситуации у мамы на работе страдают дети: образ родителя, который не способен отключаться от работы и недоступен для своих детей, остается печальным стереотипом эмоционального «погорельца».
8) Крайне тяжело работать специалисту, который либо перерос уровень работы, либо профессиональная деятельность которого не оценена должным образом.
9) Проблемы могут возникать из-за несовпадения сложившегося профессионального амплуа и профессионального типа. Есть тип людей, которые на работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший коллектив, «чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть рутинной. Следующая категория – «достиженцы» – ориентирована на результат: любит преодолевать трудности, их движущий фактор – виртуальная медаль на грудь в конце пятилетки. Третий тип – «руководители», обожающие что-либо организовывать. Для них главное – власть и получение материальной выгоды.Полезно сравнить то, кем сотрудник является на самом деле – «другом», «достиженцем» или «руководителем». Может, проще не менять профессиональную сферу, а попробовать играть другую роль в рабочем пространстве?
10) К группе риска относятся сотрудники, подверженные возрастным кризисам. В трудоспособный период жизни люди могут быть подвержены кризису профессионального самоопределения, кризису смысла жизни и кризису среднего возраста.
Кризис профессионального самоопределения наступает в 20-23 года и, как правило, вызван тем, что человек переходит в новый для себя статус – статус работника организации. Распорядок жизни молодого сотрудника резко меняется, ему необходимо быстро адаптироваться к требованиям работодателя и новому коллективу, приобрести практические навыки. У вчерашних студентов первая серьезная работа может сопровождаться хроническими страхами: «а вдруг не получится?», «а если не справлюсь?». Эти страхи и высокое внутреннее напряжение являются признаками синдрома профессионального выгорания и могут привести к сомнениям в правильности выбранной профессии.
Кризис смысла жизни, или кризис 30 лет, может вызвать неожиданный спад профессиональной активности. Как правило, к этому возрасту человек уже определился в выборе своего жизненного пути, добился первых успехов, решил задачи, которые ставил перед собой 10-15 лет назад. И вот на волне успеха вдруг возникает вопрос: «а к тем ли целям я стремился?». Люди, которые не имеют готового ответа на этот вопрос, начинают сомневаться в своем выборе. Этот кризис болезненно переживают и те, кто не до конца реализовал задуманное или испытал разочарование – в профессии, в бизнесе или в личной жизни. Синдром профессионального выгорания, развивающийся на фоне «кризиса смысла жизни», характеризуется снижением деловой активности и отчуждением от коллег. В этих случаях человек может привязаться к алкоголю, пренебрегать требованиями трудовой дисциплины, уходить от своих прямых обязанностей.
Кризис среднего возраста наступает в 40-45 лет. В этот период синдром может развиться из-за опасения стать профессионально невостребованным человеком. Они ощущают, что к 45 годам достигли своего «профессионального потолка», получили то, к чему стремились, и… не знают, что им дальше желать.
С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.
Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
Психофизические симптомы профессионального выгорания:
чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы профессионального выгорания:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»);
дегуманизация: человек становится более черствым, менее отзывчивым к другим людям, чужим проблемам;
негативное отношение к клиентам. Например, учитель на уроке злится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянии контролировать ситуацию.
Поведенческие симптомы профессионального выгорания:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
удаление от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.
Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания, как же выглядит эта проблема в библиотечной сфере?
Психологические особенности труда библиотекаря
«Навеки среднего возраста, незамужняя и, как правило, некоммуникабельная, она существует для того, чтобы гасить проявления непосредственности, резким голосом или шипением призывая молодежь к порядку. Ее единственными занятиями кажутся проверка сданных книг и собирание штрафов за просроченные книги. Для нее лучше было бы, чтобы книги оставались на полках, где их не порвут и не запачкают. Здесь, за столом книговыдачи, она и будет оставаться, ставя штампики на книги, пока не уйдет на пенсию».
Это описание – не вопрос юмористической викторины и не цитата из художественного произведения. Это – блестящий пример широко распространенного стереотипа о библиотекаре, приведенный американскими исследователями.
Стереотипы о представителях библиотечной специальности отличаются чрезвычайной устойчивостью и универсальностью.
Проблема стереотипного восприятия библиотекарей является предметом изучения многих ученых по всему миру: этому вопросу посвящаются отдельные исследования, создаются специализированные ресурсы в Интернет.
При этом усредненные социальные представления о библиотекарях можно описать следующими тезисами:
— работа библиотекаря очень спокойная;
— библиотекари начитаны и знают ответы на все вопросы;
— работать в библиотеку идут самоотверженные специалисты, наделенные особой любовью к книгам и людям;
— библиотекари часто одиноки, раздражительны, строги и лишены чувства юмора.
Наверняка, каждому хотя бы один раз приходилось слышать (или высказывать) подобные суждения. И хотя опровержений стереотипным взглядам мы встречаем в жизни не меньше, чем подтверждений, стереотипы разделяются большинством, запускаются автоматически и зачастую существенно влияют на наше восприятие того или иного явления. При этом мы редко задумываемся о причинах и внутренних разногласиях принятых стереотипов.
Почему, при спокойной работе, библиотекари становятся придирчивыми и раздражительными?
Почему, в окружении вековой мудрости, сотрудники библиотеки не могут «обучиться» психологии общения?
Каким образом соотносится любовь к людям с одиночеством, требовательностью и раздражительностью при общении с читателями?
Почему на спокойную работу идут только самоотверженные люди?
Таких вопросов можно поставить не один десяток. Мы не будем останавливаться на обсуждении внешних противоречий, связанных с библиотечной профессией, ее непрестижности, относительно низкой оплаты труда, недостаточного материально-технического оснащения библиотек, наблюдающихся в условиях признания особой ценности обмена информацией и распространения знаний. Возможно, эти противоречия временные, и их решению уже уделяется достаточно внимания. Мы постараемся исследовать лишь некоторые, «внутренние» психологические противоречия, связанные с трудом библиотекаря.
Так, библиотекари называли следующие негативные особенности своей профессиональной деятельности:
1. Однообразие физического окружения. Высказывались жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей.
2. Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков.
3. Слабый контроль над своей карьерой. Библиотекари сообщали о субъективном ощущении полного отсутствия их участия в управлении дальнейшим карьерным ростом.
Спецификой профессионального труда библиотекаря является, помимо отмеченных особенностей, необходимость постоянного контакта с большим количеством людей. И, что самое важное, контакта, характеризуемого «односторонним», можно сказать, «безвозмездным» предоставлением услуг, что подразумевает отсутствие четко установленного механизма получения подкрепляющей обратной связи со стороны потребителей этих услуг. Можно сказать, что в этом смысле работа библиотекаря качественно отличается от других специальностей, связанных с массовым обслуживанием пользователей. Библиотекарь, в отличие от продавца, не ориентирован на продажу, не ожидает, подобно педагогу, долгосрочных результатов своей деятельности, в сущности, он даже не контролирует окончательный результат работы с пользователем, как это может сделать врач или сотрудник правоохранительных органов.
Основным мерилом качественного обслуживания читателей (его психологической составляющей) является чувство удовлетворенности библиотекаря о проделанной им работе и субъективное восприятие им удовлетворенности читателя. Именно в этой точке сосредоточена основная ценность и, одновременно, сильнейшая опасность труда библиотекаря. Для многих сотрудников библиотек очень мощным поддерживающим и мотивирующим фактором является ощущение востребованности своего участия и помощи другим людям, при этом отсутствие материальной подоплеки акцентирует просветительский, «дарующий» характер труда библиотекаря. В то же время, особую опасность представляет преобладание субъективного компонента в оценке качества обслуживания, неоднозначность и «многотрактуемость» которого может служить серьезным основанием для развития неуверенности, неудовлетворенности и стресса, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.
Характер библиотеки как общедоступного учреждения культуры делает возможным ее посещение большим количеством граждан, представляющим собой достаточно неоднородный контингент. Необходимость соответствовать своей социальной роли, подавлять возникающие эмоции и сохранять вежливое и предупредительное поведение при обслуживании читателей вне зависимости от их личностных особенностей и манифестируемого поведения требуют от библиотекаря постоянной и напряженной внутренней работы. Случается, что психологические особенности сотрудника предполагают психическую устойчивость в такого рода ситуациях и в определенной мере предохраняют его от воздействия стресса, связанного с обслуживанием пользователей. В иных случаях возможно развитие «синдрома эмоционального выгорания» как закономерного ответа организма на регулярные эмоциональные потрясения.
В свою очередь, специфика работы библиотекарей представляет своего рода «мягкую западню» для своих специалистов. Тихая, спокойная обстановка библиотеки, а также достойная, почетная миссия ее работников не производят впечатления о существующей опасности. Микрострессы, переживаемые библиотекарями при обслуживании пользователей, имеющие место на фоне однообразия обстановки и однотипности выполняемых функций, являются незаметными как для самих сотрудников, так и для их руководителей, что исключает возможность своевременного профилактического воздействия. Результатом является постепенная потеря интереса к работе, эмоциональное огрубение, понижение самооценки и чувства собственной значимости, потеря инициативности, и многие другие симптомы, субъективно переживаемые как «опустившиеся руки» и нежелание работать.
При этом самую большую опасность представляет невозможность сотрудника и его руководителя дать компетентное объяснение наблюдающимся изменениям. Потеря у работника инициативы и желания осуществлять деятельность, выходящую за рамки должностных предписаний, а также наблюдающаяся апатия и даже грубость при обслуживании пользователей нередко трактуются руководителем как признаки лени и «испорченности» сотрудника. Высказываются сожаления о «потерянном кадре», предпринимаются попытки «восстановить работоспособность» с использованием известных мер контроля (от устного выговора до материального взыскания, административного наказания и т.д.), которые, по большому счету, в этой ситуации оказывают дополнительное демотивирующее действие.
В свою очередь, характер длительного постепенного наращивания симптомов эмоционального выгорания может породить у самого сотрудника ощущение безысходности, непоправимости и глобальности изменившегося отношения к работе, сотрудникам и своей жизни. Изменения переживаются как данность, работа начинает восприниматься как «постылая повинность». Не имея возможности ничего изменить, работник начинает приспосабливаться к трудовым условиям, но, конечно, уже совершенно на другом уровне.
Особенности труда школьных библиотекарей
Неопределенность правового статуса. Деятельность библиотекаря, его профессиональная составляющая, права, обязанности прописаны в главе 6 статья 54 «Кодекса об образовании».
Статья 54. Иные работники учреждений образования
1. К иным работникам учреждений образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.
2. Права и обязанности иных работников учреждений образования устанавливаются законодательством, уставами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми договорами.
Расплывчатая трактовка степени загрузки библиотекаря. Так специфика труда библиотекаря, степень его загруженности в школе достаточно часто не оценена руководством школы в полной мере, то возникает вопрос о якобы неполной загрузке библиотекаря. В этом случае его пытаются «догрузить» чем то явно необходимым с точки зрения администрации, что не может не сказываться на качестве обслуживания.
Повышенные физические и эмоциональные нагрузки при обеспечении учебниками. Я думаю, что тот, кто однажды сталкивался с проблемой приема-сдачи учебников, разделит мое мнение, что эмоциональная и физическая нагрузка на библиотекаря в период май-июнь, август-сентябрь возрастает многократно.
Ограниченное время для обслуживания. В отличии от массовых библиотек, пик обслуживания учащихся приходится на перемену и это вносит свои особенности в характер обслуживания.
Несоответствие между фондами школьных библиотек и запросами читателей. По данным российских исследователей фонды школьных библиотек только на 30% соответствуют запросам читателей.
Несовпадение читательских интересов библиотекарей и учащихся. Многие библиотекари, особенно из числа тех,кто не владеют компьютером, не владеют информацией о новинках литературы для детей, а также об их преопочтениях в художественной литературе, что создает огромные проблемы в обслуживании.
Слабая компьютеризация. Конечно, «Год книги» привлек внимание руководства к проблемам слабой компьютеризации школьных библиотек, но не решил это проблему окончательно.
Сильное шумовое загрязнение в течение рабочего дня. Библиотека – это тишина и уют – это устойчивый стереотип, справедливый в отношении массовых библиотек. Специфика работы школы совсем иная. Шум во время школьной перемены накладывает свои особенности на работу школьного библиотекаря.
Различие в степени освоения компьютером между библиотекарем и учеником. Оставим это без комментариев.
Замкнутое пространство для общения. В школьной библиотеке состав читателей может меняться только из класса в класс. Выпускники уходят, первоклассники приходят. Однако вовлеченность библиотеки в учебный процесс предполагает тесное общение с учителями и восприятие их, как коллег по работе. Итак, в небольшой массовой библиотеке количество работников обычно варьируется от 2 до 10. В школьной библиотеке вы завязаны на весь педколлектив.
Одной из профессиональных проблем, приводящих к выгоранию, можно считать отсутствие устойчивых контактов с массовыми библиотеками, а также отсутствие в школьных библиотеках профессиональной периодики. Сложно идти вперед, не изучив опыт коллег по определенным проблемам.
Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми
Неприязнь к библиотеке. Такое отношение часто появляется оттого, что библиотеки, помимо своей основной функции, не могут предложить ребятам, что-то большее потому становятся скучными и неинтересными для детей.
Игровые интересы. Дети всегда остаются детьми и любую, даже учебную деятельность они хотят превратить в игровой процесс. Отсутствие в библиотеке игрового процесса также может стать для ребят, особенно начальных классов, камнем преткновения, из-за которого они редко посещают школьную библиотеку. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя.
Отсутствие интересных программ. Любая детская деятельность интересна тогда, когда она хорошо организована. В этой связи существенное значение приобретает методичная, целенаправленная работа школьного библиотекаря с детьми. Причем здесь важно также учитывать половозрастные характеристики детей.
Некомфортность. Отсутствие комфорта в библиотеке часто является причиной для ее непосещения. Ощущение «домашней» обстановки, уюта и тепла является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.
Отсутствие у библиотекаря умения работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и т.д.
Неумение библиотекаря разрешить все вышеперечисленные проблемы очень часто приводят к полному психоэмоциональному выгоранию библиотекаря.
Итак, чтобы быть профессионалом с «большой» буквы библиотекарь должен:
Быть доброжелательным и чутким.
Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Иметь широкий круг интересов и умений.
Иметь помимо основного еще какое-либо образование (например, психологическое).
Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с работой с детьми.
Иметь живой и активный характер.
Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Кроме общекультурных навыков, библиотекарю необходимо развивать и другие качества, необходимые для его профессиональной деятельности. Так, для библиотекаря важны функции внимания, уровень настройки на прием и переработку поступающей информации, способность длительное время сохранять устойчивое внимание и умение переключать его с одного вида деятельности на другой. Особенно важно умение оперативно выбрать из большого объема информации именно те сведения, которые необходимы для решения конкретных задач.
Библиотекарю необходимо самостоятельно развивать волевые качества: умение работать по инструкции, выполнять предписания. К коммуникативным качествам относятся умение найти верный тон, целесообразную форму общения, способность установить контакт с собеседником. Важен эмоциональный уровень профессии: уравновешенность, уступчивость, доброжелательность, умение выявить привлекательные стороны в библиотечной профессии. Библиотекарю необходимо уметь четко излагать свои мысли, вести беседу на интересующие читателя темы, аргументировать свою точку зрения.
Как же уберечься от столь опасного состояния, как синдром ПЭВ?
К сожалению, люди могут годами переживать синдром сгорания и ничего не предпринимать. Это происходит потому, что люди, во-первых, просто не понимают своего состояния, а, во-вторых, не знают, что с этим делать. В худшем случае у человека развивается депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти не так уж просто. В этом случае будет правильно обратиться к психологу или психотерапевту. Прийти к нему и сказать: «Не хочу идти на работу. Не хочу видеть людей. Не могу общаться с семьей». Но лучше до такого состояния себя не доводить. И первые симптомы следует рассматривать не как на опасность, а как на знак, который дается для того, чтобы рост личности и ее профессиональный потенциал защитить.
Если же человек понимает, что с ним происходит, справиться с ситуацией он может самостоятельно. И чем раньше он этим займется, тем лучше, потому что душевные раны заживают намного медленнее, чем телесные.
Правда, универсального рецепта, как уберечься от «сгорания», нет – протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят от структуры и психологических особенностей каждой. Потому нужно знать себя, знать свою природу, понимать, что вызывает определенные состояния, и как ими можно управлять. Например, пришел человек на работу, и уже сама мысль об этом вызывает отвращение. Почему у него появляются такие мысли? Нужно спросить себя об этом, найти ответ и в зависимости от этого найти решение. Решения могут быть разными. Заняться тем, что дает энергию, душевный подъем. У каждого человека эти источники индивидуальны.
Человеческий организм обладает от природы колоссальным потенциалом и механизмами саморегуляции и восстановления сил. Возможно, правильнее будет сказать, что наша задача – не мешать тому природному уму, которым с избытком наделяет нас жизнь. И для этого нам нужно учиться – учиться слушать себя и заботиться о себе, правильно координировать свои эмоции и чувства, получать удовольствие и строить отношения. Ведь если проявлять внимание к самим себе, то жизнь во всех её проявлениях – работа, семья, друзья, отдых – приносит радость и силы, чтобы «жить, гореть и не угасать…».
Важно продолжать образование, самообразование, развивать профессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы.
Если вы чувствуете, что эмоциональное выгорание вас «накрывает с головой», спасение утопающих должно стать делом рук самих утопающих. Первым шагом к преодолению выгорания должно стать четкое представление своего будущего. Тут надо как бы подняться над ситуацией и взглянуть на происходящее со стороны. Результатом размышлений могут стать:
— уход в лежащую рядом профессиональную область, где прежние знания, умения, навыки найдут новое применение;
— сохранение рода занятий, которые станут отныне инструментом для достижения глобальных целей;
— смена рабочих приоритетов, попытка овладеть в профессии новыми навыками и умениями.
В деле психологической разгрузки помогают: культивирование интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации, активная социальная жизнь и, конечно же, общение с друзьями, не имеющими отношения к вашей работе.
Качества, которые помогают поддерживать эмоциональную стабильность: стремление к исполнению желаний без надежды стать победителем во всех случаях, умение проигрывать без самоуничижения и агрессии; способность к объективной самооценке без стремления понравиться всем; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
Согласитесь, гораздо лучше, не дожидаясь неприятностей, предупредить их. Если вы чувствуете, что работа «давит» на вас, вызывает эмоциональную нестабильность, для начала обдумайте равномерное распределение своей рабочей нагрузки. В работе учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой, а на возникающие по ходу дела производственные конфликты не обращать внимания. И самое главное правило – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Перфекционизм (стремление быть совершенством) загубил множество людей, начальники которых просто оказались неспособными оценить старания сотрудников – ни материально, ни по-человечески.
Хороший климат внутри коллектива, ощущение эмоциональной поддержки коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют уменьшить напряженность, тревогу, а также агрессивные проявления.
Почаще вспоминайте, что работа лишь часть жизни. А вот семье и близким людям ваше здоровье, надежность и внимание всегда будут нужны. Баланс очень важен, поскольку люди часто чрезмерно вкладываются в работу, делают ее огромной, чересчур значимой частью своей жизни. Необходимо найти для себя другие виды занятий, хобби, увлечения, новые интересы, чаще переключаться на что-то приятное, радовать себя, получать новые впечатления, заниматься спортом.
Итак, поведем итоги.
Чтобы быть любимым, здоровым, счастливым профессионалом необходимо:
Преодолеть собственную душевную и физическую лень.
Помните, что нельзя всегда быть «отличником». У каждого из нас есть периоды взлетов и падений.
Обязательно устраивать себе отдых в выходные.
Включать в пищу много клетчатки, орехов, показан шоколад и изредка сладкое.
Хоть иногда делать шопинг для себя любимой.
Использовать аромотерапию.
Заведите себе животное. Поддержка «братьев наших меньших иногда творит чудеса.
Хобби, хобби и еще раз хобби. Диапазон очень разнообразен – от рыбалки до вышивания бисером.
Путешествовать по возможности. Мир, Несвиж Полоцк вполне нам по силам.
Общаться с друзьями, которые нас понимают. «Кухонную психотерапию» еще никто не отменял.
Максимально уходить от общения с неприятными нам людьми.
Улыбаться даже через силу. Улыбайтесь – это помогает.
Осваивать Интернет. Там вы найдете массу полезных методик по преодолению душевного кризиса. Заодно не помешает почитать новую литературу для подростков.
Ходить в театр, бассейн. Стоимость билета нам по карману.
Посещать профилактические врачебные осмотры.
Список рекомендуемой литературы:
1. Алтухова Г. Беседы об этике и имидже // Библиотека. – 1998. — Ν 2. – С.39 – 41.
2. Алтухова Г.А. Речевая культура библиотекаря: Учебное пособие. – М., 2002. – 96 с.
3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / под ред. А.Я. Айзенберга. – М., 1996.
4. Ванеев А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. – СПб., 2002. – 128 с.
5. Комисарова Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки: Методическое пособие. – М., 2003. – 150 с.
6. Психологический климат в коллективе библиотеки: Практическое пособие / Рос. гос. б-ка; Сост. : Е.В.Губина, О.В. Решетникова, Г.Н. Сартан. – М., 1996. – 152 с.
7. Трушина И., Фирсов В. Еще раз о профессиональной этике //Библиотека. – 2002. — Ν 11. – С. 68 – 72.
=> Электронные библиотеки
Цифровые ресурсы
электронные версии учебников, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь
единый информационно-образовательный ресурс, оказание помощи в изучении учебного материала по учебным предметам, а также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам.
https://rikc.by/otkrytyj-bank-testovyh-materialov/ —
тестовые материалы открытого банка по русскому языку, белорусскому языку и математике соответствуют требованиям программ вступительных испытаний разных лет, на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний»
Электронные библиотеки
Президентская библиотека Республики Беларусь
Национальная библиотека Беларуси
Белорусская цифровая библиотека
Республиканская научно-техническая библиотека Беларуси
Центральная научная библиотека им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси